Питер Меркель
Леди полагается быть вежливой, доброжелательной и носить с собой в сумочке подкову. Это не на счастье, а для утяжеления сумочки©
27.10.2016 в 01:35
Пишет Лис зимой:

Очень страшное кино
Спонтанно пересмотрела «Воды Марса», а затем - традиционно - свою любимую серию в DW.
Поэтому, вопреки обещанным фрагментам об Олдскуле, запощу фрагменты из своей книги об эре Десятого.

Обязательный к прочтению дисклеймер.

Страх Доктора

Самым важным и новаторским является то, что в сериале утверждается хоррор.
В «Докторе» всегда хватало неприятных существ, но первым полноценным эпизодом в жанре ужасов стала написанная Стивеном Моффатом серия «Пустой ребенок», где появляются зомби в противогазах, раздаются загадочные звонки и героев преследует жуткий маленький мальчик.
В эпоху Десятого хоррор становится традиционным.

В другом эпизоде Моффата «Не моргай» преследователи - Плачущие Ангелы, которые выглядят, как статуи, но оживают, если отвести от них взгляд. В двойной серии о планете-Библиотеке хищные тени Вашта Нерада за несколько секунд оставляют от любого существа голый костяк. Их будущие жертвы начинают отбрасывать две тени, поэтому после первого завета Доктора – не моргать, Моффат ввел второй: «Cчитайте тени». «Тишина в Библиотеке» и «Лес мертвецов» обогатили мифологию сериала образом скелета в скафандре, повторяющего: «Эй, кто выключил свет?»



После мальчика в противогазе появились другие пугающие дети: девочка Кэл, создавшая виртуальный мир Библиотеки, и девочка, рисующая веселые картинки, забирающие людей в рисованный мир, из эпизода «Бойся её».
Вселяющаяся в тела людей Семья Крови, в число которой входит ещё одна маленькая девочка со взглядом волчицы и красным воздушным шариком, армия передвигающихся огородных пугал, а самое главное – последующая месть Доктора, обрекшая Семью на такую вечную жизнь, что лучше бы им было умереть сразу, - тянут на отдельный фильм ужасов.



Покачивающиеся безликие люди и говорливая дама из телевизора, питающаяся человеческими мозгами в «Фонаре идиота», попадают в ту же категорию хоррора: «Я Проволока. И я тебя съем, милый мальчик. Каждый… кусочек».
Тикающие часовые роботы из истории мадам Помпадур, спрятанные под улыбающимися масками Гая Фокса в духе «V – значит вендетта», превращают происходящее в зловещий венецианский карнавал.

«Невозможная планета» и «Яма сатаны» объединяются в историю в стиле известного космического ужастика «Сквозь горизонт» и впервые представляют в «Докторе» инопланетную расу Уд – существ своеобразной внешности, наделенных высокими телепатическими способностями. Уд, на самом деле, замечательные и очень добрые, но не тогда, когда глаза у них горят красным, и они одержимы дьяволом, за которым твердят хором: «Мы легион Зверя…Я грех, и соблазн, и желание, и боль, и потеря…»



Если бы ни неубедительное воплощение Зверя, эти эпизоды стали бы самыми страшными в сериале, но, стоит показать Зло, которое должно оставаться неведомым, как чары рассеиваются.
Это было одним из главных принципов великого режиссера Альфреда Хичкока: Зло нельзя демонстрировать на экране, ведь сильнее всего пугает именно неизвестное.
И, как только заветы короля страха были учтены, появилась «Полночь».



Эта уникальная во всех смыслах для «Доктора» серия не относится к числу обычных страшилок, где кто-то с криком выскакивает из-за угла, пытается тебя схватить и заставляет бежать с колотящимся сердцем, как в кошмарном сне.
Бежать некуда – действие происходит в замкнутом пространстве, выбраться из которого невозможно, как в одной квартире развивалось действие шедевра Хичкока «Верёвка».
Более того – бежать не от кого.



Зло, проникшее на борт автобуса, застрявшего на полпути на планете под отравленным солнцем, не имеет ни лица, ни голоса.
Кроме убийства водителя с механиком и овладения телом женщины по имени Скай, это безымянное Зло больше ничего не делает.
За него всё делают сами люди.
Совершенно обычные, ничем не выдающиеся люди. Не злодеи с коварными планами, не маньяки, не преступники. Такие же люди, с которыми ездит в автобусе и разговаривает в долгой дороге любой из нас.
Герои серии «Полночь» - мы.



С самого начала возрожденного сериала Рассел Т. Дэвис обращался к теме обычного человека. Не окруженного ореолом исключительности, наделенного невероятными способностями или рожденного для великих дел. Роза Тайлер была продавщицей в магазине, её отец – предпринимателем-неудачником, Донна Ноубл – секретаршей. Возможно, они не были самыми умными и одаренными людьми, и точно не относились к тем, кто вершит судьбы мира. Но каждый из них спас вселенную, дорого за это заплатив. Пит Тайлер – жизнью. Донна – памятью и возвращением к обыденному существованию. Роза – потерей того, кого полюбила, хотя и с доставшимся ей утешительным призом. Без сомнения, они бы поступили так заново, даже зная о последствиях. «Вот на что способен обычный человек, - как бы говорит Дэвис, - он прекрасен».

В «Полночи» сценарист показывает всё уродство обычных людей, охваченных страхом.
Только что они мило щебетали, шутили и спасали друг друга от скуки в поездке, и Доктор сиял им своей невозможной улыбкой.
Приходит страх, и они хотят выбросить его за дверь, прочь, за борт, под отравленное солнце. За какое время обычные люди превращаются в убийц, за полчаса?



«Полночь» переворачивает привычные представления.
Доктор путешествует в ТАРДИС – в серии её нет.
Доктор опирается на помощь спутников, которые так нужны, чтобы останавливать его. Но Донна не едет с ним, и некому закричать на него во всю мощь легких, как часто делает мисс Ноубл: «Отойди от неё! Не говори с ней! Не смотри ей в глаза!»
Доктор всегда знает, что происходит, - в этот раз он не имеет об этом никакого понятия.
Доктор бегает – сущность парализует его, и он не может пошевелиться.
Доктор болтает, запудривая врагам мозги. «Скай» крадет его голос, и он обречен повторять её слова, как механическая кукла.
А ведь ему всего-то было любопытно… И он всего-то пару раз обмолвился о том, какой он умный, особенный, замечательный, не такой, как остальные… Не обычный человек.
И обычные люди показали ему, как поступают с необычными.



Манера съемки серии с большим количеством крупных планов приближает зрителя к происходящему. Сцены поставлены так, что показаны все участники – их очень мало в сравнении с огромным количеством персонажей, обычно появляющихся в сезонах Дэвиса. Можно проследить за каждым выражением лица и реакцией.

С момента появления сущности Доктор подчеркнуто отделен от остальных пассажиров: либо стоит лицом ко всем, либо они со «Скай» смотрят друг на друга, что выглядит, как зеркальное отражение. Когда сущность завладевает Доктором, он оказывается спиной к остальным и лицом к зрителям, которые видят в его расширившихся глазах ледянящий ужас. Никогда ещё Доктор ни боялся так сильно.

Даже когда всё заканчивается относительно благополучно, и он возвращается к Донне, его потряхивает от пережитого, и когда она полушутя повторяет его слова, он вздрагивает: «Нет, не делай этого. Не надо… не надо».



«Полночь» касается страхов более серьёзных, чем боязнь темноты или монстров под кроватью. Она посвящена экзистенциальным страхам – перед темными глубинами в человеческих душах, страху потери контроля над собой и потери своей личности. Помимо этого, серия исследует феномен паникующей толпы, способной объединяться ради самых ужасных действий.
«Полночь» далеко выходит за пределы, обычно очерченные в сериале.

Доктор смотрит на людей вначале


В конце


URL записи

@темы: Доктор Кто, Таблетка от склероза